Алексей Паперный

Директор самого душевного московского клуба «Китайский летчик» и душа группы «Паперный Т.А..М»…
Персональный сайт: www.paperny.ru

Группа «Паперный ТАМ» — пример удачной борьбы с собственной репутацией. Было: интеллигентный домашний коллектив, иногда выступающий в уютном московском клубе. Стало: группа, за одну песню побеждающая привередливую публику «Крыльев», Горбушки и ЦДХ. Две этих ипостаси ничуть не противоречат друг другу: музыкант, артист и промоутер Алексей Паперный любое место может превратить в свой дом. В его песнях — сливки реггей, латино, сдержанной цыганщины и музыки из советских кинофильмов. Паперный стал чем-то вроде «нашего Ману Чао» — сочиняет сказки для детей (с песнями, конечно), устраивает в Москве большие уличные фестивали. Но не это главное. Когда поет Паперный, хочется зажмуриться: кажется, что на сцене встает солнце.

Несмотря на то, что нынешний состав группы «Паперный Т.А..М…» сложился 8 лет назад, историю группы следует рассматривать с 1989 года. Именно тогда актер театра-студии «У Никитских ворот» Алексей Паперный (кстати, потомок знаменитого российского литератора) и создал «Товарищество Актеров и Музыкантов» (ТАМ). Отделившись небольшой труппой от вышеупомянутого театра, молодые актеры под управлением Алексея поставили странное театральное действие «Твербуль», впоследствии получившее первый приз на Театральном Фестивале в Эдинбурге (1990). «Эта превосходная молодая группа из Москвы информирует нас о том, что в их истории нет сюжета, если не считать сюжетом страну, в которой они живут и воздух, которым они дышат…»(Англия, Эдинбург, «Скотмэн», 15 августа 1990).

Далее последовали призы на фестивалях в Ирландии и США (1991), шумный успех в Нью-Йорке и Париже (1992), гастроли в Голландии, Швеции и Австрии. «…Твербуль – коллаж заразительных сцен, образов, грез и прекрасных гипнотических песен» (Нью-Йорк Таймс, 6 июля 1991) «Сама музыка – лучшая часть спектакля. Алексей Паперный, автор, композитор и исполнитель, помимо его разнообразных талантов, обладает таким загадочным талантом неподдельности, которую мы не видели со времен яппи, предшественников хиппи» (Нью-Йорк, Дейли Ньюз, 15 июля 1991).

С тех пор состав, и, как следствие, стиль группы, сильно изменились. От баллад с виолончелью в стиле «декаданс» коллектив уходит в «кабацкие» плясовые с аккордеоном, а потом и вовсе в жаркие танцевальные ритмы «латины» с расширенной перкуссией. Неизменным остался лишь сам Паперный – харизматичный певец с гитарой, искренний поэт и композитор-космополит. Немаловажым фактором в творческом развитии коллектива, и самого Паперного в частности, явился созданный Алексеем клуб «Китайский Летчик Джао Да». Удивительное место с необычайно творческой атмосферой и является той музыкальной средой, откуда черпают вдохновение музыканты группы. Спонтанные джемы с музыкантами Сезарии Эворы, The Skatalites , Ману Чао и многих других коллективов, появлявшихся в этом камерном клубе, научили Паперного и компанию быть открытыми к разным музыкальным культурам. Театральные же амбиции Паперного и по сей день удовлетворяются в музыкально-театральных постановках в стенах родного заведения.

«По жанру — городской романс в интерпретации слегка опустившегося интеллигента, знающего толк в мировой музыке.»(Комсомольская правда, 27 января 2003)

Четко сформулировать стиль группы до сих пор не может никто, поэтому для краткости его принято называть «альтернативным шансоном». В 2002 году группа «Паперный Т.А..М…» подписала контракт с лейблом «Снегири», выпускающим серию альбомов с подзаголовком «шансон с человеческим лицом». С этого момента коллектив переходит из разряда «домашнего семейного театра» в общественно значимую единицу современной российской музыки. Выступления на Международном open-air Фестивале «Улица Pilsner Urquell» у стен Кремля, крупнейшем российском рок-фестивале «Крылья» на аэродроме Тушино в 2003 и а «Лужниках в 2004 г., на фестивале «ТАНЦЫ» в Саду Эрмитаж в августе 2005 г. и «East-West Festival’е» во французском городе Ди только подтвердили большие возможности группы, в течение нескольких лет выступавшей исключительно в «Китайском Летчике».

До настоящего момента в арсенале группы имелось 4 альбома: «Любимая», «Скажи легко», «Удивительные приключения» и «Танцы». Последняя пластинка под названием «Танцы» вышла в свет 15 мая 2004. Отпраздновать это радостное событие группа решила сольным концертом в ДК «Горбунова» 27 мая. Концерт прошел очень удачно. «Горбушка» на 1,5 часа превратилась в настоящую танцевальную площадку: задорные песни Паперного заставили зрителей пуститься в пляс, а декорированная разноцветными лампочками сцена полностью меняла обычную для Горбушки роково-мрачноватую атмосферу.

И вот сейчас, после трех лет молчания, к большой радости нетерпеливых поклонников и просто ценителей хорошей музыки, Алексей Паперный и группа «Т.А.М.» с трепетом представляют свой новый альбом «Весна».

10 февраля 2008 года в клубе «Б2» заявлен концерт–презентация альбома «Весна».
Пластинка родилась поистине удивительным образом, поскольку в самый последний момент музыканты отказались от уже готовых результатов почти всех студийных сессий – «не то» — и рискнули пойти на большой эксперимент. Собрали инструменты, арендовали у коллег необходимую аппаратуру, выехали всем «табором» на дачу к Паперному в Баковку и полностью отключили средства связи с внешним миром.

В процессе работы никто не заметил, как один из финальных дней прошлого года плавно перетек в ночь, а затем и в утро – и вот: взволнованный Паперный отдает в выпускающую компанию свежеиспеченный «мастер».

Сразу же заметное при первом прослушивании достоинство нового альбома – полный эффект присутствия. Получилась не работа в лабораторных условиях, избавленная от всех шероховатостей, а одна большая эмоциональная история — трепетная, пульсирующая и захватывающая. Родилась почти настоящая пьеса — пусть раздробленная на акты, но в их живой связи являющая одну главную идею, произведение с сюжетом, вовсе не выдуманным.
Следующим большим плюсом данного альбома является его «немодность» в хорошем смысле слова. Благодаря минимализму и простоте использованных музыкальных средств человеку непосвященному очень сложно угадать дату записи альбома: диск мог появиться и в 2008, и с тем же успехом — в 1908 (если бы тогда компакт-диски были бы уже в ходу). Местами частушечно-подобное, местами вальсирующие на три четверти, местами протяжно-надрывное – все это как будто очень хорошо знакомо и сразу же узнаваемо людьми нашей ментальности. Мало того, что узнаваемо — оно принимается без вопросов, как данность. Ведь технологии меняются, но наша суть и наше истинное мироощущение остается неизменным.

Пытаясь охарактеризовать свою новую работу, Паперный старательно подыскивает правильные слова: «Задача была не удивить кого-то, а, скорее, удивить самого себя. Ведь все настоящее рождается помимо твоей воли. Мне хочется петь только о том, что я не могу назвать, сформулировать и тем более понять. Мне хотелось, чтобы песни звучали так, как они родились, чтобы там не появились «красоты», «усилители вкуса» и консерванты, которые почти всегда уводят от правды. Лучше не произвести эффекта, чем наврать с три короба. Мы хотели живого исполнения, целый год писались на разных студиях, а потом поехали в Баковку и просто всё разом сыграли и спели. Получилось то, что получилось 19 декабря 2007 года».

12 треков объединены под названием «Весна». Что интересно, изменяя своей давней традиции исполнять на концертах новые вещи, этот материал в полном объеме Паперный пока еще не показал никому. И правильно – невероятно целостно воспринимается эта его «Весна». «Мне очень нравится это название, – делится музыкант. — Понятно, что песен, альбомов, книг с таким названием тысячи. Эта Весна – когда ниоткуда, без всяких причин, среди холода и темноты вдруг становится легко, «как будто жизнь начнётся снова…».

Нынешний состав является товариществом музыкантов совершенно разных музыкальных пристрастий и традиций:

Алексей Паперный (вокал, гитара) – является автором всех песен группы «Паперный ТАМ»; Алексей — автор, режиссер и сценарист множества уникальных спектаклей, поставленных за последние 7 лет в «Китайском Летчике»: «Гастарбайтеры», «Река», «Пустыня» и д.р. Также Паперный выступил в роли композитора, написав более 20 инструментальных треков к сериалу «Золотогй теленок».

Юрий Костенко (кларнет и саксофон), — музыкант с классическим образованием (Российская Академия Музыки им. Гнесиных), самый «старый» участник группы, выступающий с Алексеем Паперным с 1989 года! На сегодняшний день Юрий один из самых востребованных клубный саксофонист. Выразительная игра, виртуозная импровизация и полное органичное слияние с DJ-сетом, делают его выступления эксклюзивной авторской работой.

Владимир Гочуа (бас-гитара), — участник первой российской рэгги-группы «Джа Дивижн», а также лидер собственного коллектива «Середина неба». Пишет прекрасные стихи.

Даниил «Ленц» Ленци (перкуссия), — бывший участник нескольких ска-банд: петербургской «Frog Legs» и московских «Каберне Денев» и «Пакава Ить». Выступает с карнавальным оркестром «La Comparsa Primera», группой «Los Barabanos». В последнее время является барабанщиком Петра Налича

Дискография:
1998 — Любимая
1998 — Скажи Легко
1999 — Студия в Консерватории. «От Винта»
2001 — Концерт в «Лётчике»
2002 — Удивительные Приключения
2004 — Танцы